?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Привожу ниже Этический кодекс психолга консультанта. Чтобы был ))

1. Общие нормы


1.1. Границы компетентности


(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью
только в границах своей компетентности, которая определяется
образованием, формами повышения квалификации и соответствующим
профессиональным опытом.


(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность
в новых областях или используют новые методики только после их
соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или)
консультирования у компетентных в этих областях или методиках
специалистов.


(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые
стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для
повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного
вреда и т.п.


(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с
профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и
опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными
отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная
ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или
психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).


(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных,
супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те
могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта,
подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать
самостоятельно или под наблюдением.


1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы


(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.


(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных
результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам
лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она
нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о
невозможности пользования этой информацией.


1.3. Уважение права других оставаться другими


В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с
уважением относится к правам других людей на установки, мнения,
моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.


1.4. Недискриминация


В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески
избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола,
национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного
физического или психического расстройства, языка, социо- экономического
статуса или иного признака, оговоренного в законе.


1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов


Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.


1.6. Отношение к личным проблемам


(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные
проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности.
Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в
которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо
вред включенным в эту деятельность клиентам.


(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для
распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или
наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в
осуществлении их профессиональной деятельности.


(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в
осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты
обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это
время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.


1.7. Ненанесение вреда


Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить
нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а
также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.


1.8. Неправильное использование психологических знаний


Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают
все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового,
социального, организационного и политического влияния с целью
принуждения к неправильному использованию психологических знаний.


1.9. Неправильное использование психологов-консультантов • результатов их работы


(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты
которой могут быть использованы для дискредитации психологии.


(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном
использовании результатов их работы, они делают все возможное для
устранения и/или исправления допущенных ошибок.


1.10. Бартер с клиентами


Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг
от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика
является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации
профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в
бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной
деятельности и не приводит к манипуляции.


1.11. Денежное вознаграждение


• Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда
психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического
взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического
вмешательства (интервенции).


1.12. Ведение профессиональном и научной документации
Психологи-консультанты должным образом документируют свою
профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего
опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности
предъявить свою работу в других инстанциях.


2. Публичные выступления и публикации


Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и
научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления,
платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы,
распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и
т.п.).


2.1. Избегание ложных или неверных утверждений


(а) Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не
допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются
непроверенной информацией,


(в) Для подтверждения своего профессионального статуса
психологи-консультанты используют только те документы, которые
официально признаются государством и психологическим сообществом.


2.2. Свидетельства и подтверждения


Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам
и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.


3. Тестирование, оценка и вмешательство


3.1. Оценка и диагноз


(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические
работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными
отношениями.


(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы
строятся только на информации, полученной посредством валидного
психологического инструментария.


3.2. Использование психологического инструментария


(а) Используя любой психологический инструментарий,
психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий
адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает
границы применимости.


(в) Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают
границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности
применения инструментария.


(c) Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.


(d) Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении
клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в
применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью
данных,


(e) Психологи-консультанты делают все возможное для определения
ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут
быть использованы неадекватно или на их использование должны быть
наложены соответствующие ограничения.


3.3. Интерпретация данных


При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных
интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы,
зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного
испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или
достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые
значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения
интерпретаций.


3.4. Создание тестовых оценок и интерпретаций


Психологи-консультанты, распространяющие психологический
инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели,
нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую
квалификацию для пользования данным инструментарием и несут
ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не
зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это
делалось автоматизировано.


3.5. Объяснение полученных результатов


Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном
им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование —
психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.


3.6. Обеспечение безопасности психологического инструментария


Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения
целостности и безопасности психологического инструментария в
соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного
Этического кодекса.


4. Процедурные нормы


4.1. Информирование клиента


(а) При установлении профессиональных отношений между
психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить
то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться
конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.


(в) Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то
этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии,
имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный
случай.


(с) Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания
предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем
консультировании.


4.2. Осознанное согласие


(а) Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на
консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования
языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих
обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что
клиент:


(1) способен дать согласие; (2) получил значимую информацию
относительно всех процедур; (3) дал свое согласие на основе свободного
волеизъявления и без нажима со стороны; (4) данное согласие правильно
оформлено.


(в) В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное
согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех,
кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.


(с) Дополнительно, психологи-консультанты: (1) информируют
недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их
психическим состоянием и особенностями; (2) стараются получить их
одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.


4.3. Взаимоотношения с парой и с семьей


(а) В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу
сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или
родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и
т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: (1)
кто из них является клиентом и (2) какие отношения будут у
психолога-консультанта с каждым из участников консультации.


(в) Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением
потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа
и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он
должен сделать выбор в направлении одной из них.


4.4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами


При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает
поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты
тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие
клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто
официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение
риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает
психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического
процесса.


4.5. Консультации и взаимодействие с коллегами


Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и
взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их
согласия.


4.6. Прерывание помощи


(а) Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с
клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных
болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми
ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.


(в) Если отношения между клиентом и психологом-консультантом
определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае
окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для
последующего оказания помощи клиентам.


4.7. Окончание профессиональных отношений


(а) Психологи-консультанты не бросают клиентов.


(в) Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда
становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или
дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести
вред клиенту.


(с) Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет
актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по
прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим
специалистам.


5. Неформальные отношения


5.1. Внепрофессиональные отношения с клиентами


(а) В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать
внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно
осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.


(в) Психологи-консультанты должны стремиться избегать
внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести
им вред.


(с) Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может
предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна
решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с
Этическим кодексом.


5.2. Сексуальные отношения


(а) Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.


(б) Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.


5.3. Консультирование бывших сексуальных партнеров


Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.


6. Конфиденциальность


6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности


(а) Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организациями. с которыми они устанавливают профессиональные отношения:


(1) вопросы конфиденциальности; (2) необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.


(в) Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.


(с) Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.


6.2. Сохранение конфиденциальности


Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.


6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир


(а) Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента
психологи-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п.
включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось
профессиональное взаимодействие.


(в) Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию,
полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов,
супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными
задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой
информации.


6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации


Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень
конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении
письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации.
Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими
конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим
Кодексом.


6.5. Разглашение информации


(а) Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без
согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также,
если это направлено на: (1) обеспечение необходимой профессиональной
помощи клиентам; (2) проведение необходимых профессиональных
консультаций; (3) защиту клиентов.


(в) Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.


(с) При консультации с коллегами, психологи не делятся
конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации
клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной
информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось.
Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая
необходима для проведения консультации.


6.6. Конфиденциальная информация о базе данных


(а) При введении конфиденциальной информации в базу данных или в
систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами
не оговаривался доступ к конфиденциальной информации,
психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие
технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.


(в) Предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен
позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая
идентифицировать участников этих записей.


(с) Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую
участников информацию, психолог-консультант должен получить от
идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации
третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат
передаче третьим лицам.


6.7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях и публичных выступлеинях


(а) В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях
психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в
которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было
получено их письменное или устное согласие.


(в) Во время научного или профессионального общения
психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную
информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть
идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если
они узнают сами себя.


6.8. Защита записей и данных


Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите
конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или
смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.


7. Решение этических вопросов


7.1. Знание Этического Кодекса


Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим
Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и
представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание,
непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть
оправданием неэтичного поведения.


7.2. Возникновение этических вопросов


В тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может
разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо
ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным
в этических вопросах, а также к психологическим общественным
объединениям или государственным организациям.


7.3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями


Если служебные обязанности психолога-консультанта входят в
противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить
суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических
норм.


7.4. Неформальное устранение этических нарушений


В тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об
этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его
внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение
привело к приемлемому разрешению ситуации.


7.5. Сообщение об этических нарушениях


Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем
или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты
предпринимают действия, направленные на подключение психологической
общественности с целью пресечения этих нарушений.


7.6. Необоснованные претензии


Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу
этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или
преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.